Помощь малышу

(Лечение и реабилитация ребёнка с диагнозом ДЦП)

English version                       ВКонтакте Facebook Страница в Google+ Одноклассники Twitter E-mail

Профиль

Translate this page!

Меню сайта


Помогите!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Поиск


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 817
Наши друзья
  • Портал Хабаровского края
  • Телекомпания "Губерния"
  • ГТРК "Дальневосточная"
  • Отдых, туризм и лечение в Китае.
  • ООО "Эком-Технологии"
  • Главный 301 госпиталь НОАК Пекин"
  • Traditional Chinese Medicine Center "NanmuNan"
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    Страница 1 из 11
    Форум » Лечение ДЦП » Лечение и реабилитация ДЦП. МЕСТА ЛЕЧЕНИЯ САШИ. » ПСИХОЛОГИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ, дети ДЦП и родителей особых деток. (Психология особых детей, ДЦП и родителей особых деток.)
    ПСИХОЛОГИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ, дети ДЦП и родителей особых деток.
    AnapaДата: Понедельник, 04.10.2010, 17:28:00 | Сообщение # 1
    Новичок
    Группа: Пользователи
    Сообщений: 13
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    http://www.7ya.ru/article....j-s-DCP
    Анна Шишковская
    статья психолога

    ПСИХОЛОГИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ, детей ДЦП.
    ДЦП и психология родителей особых деток.

    Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

    Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремится получить максимум информации, имеющей хоть какое-то отношение к проблеме. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы ее лечения, дают необходимые силы для борьбы с недугом, позволяют следить за последними тенденциями в области медицины. Но, порой, в погоне за аннотациями к лекарствам нового поколения и поиском очередного специалиста, мы упускаем из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь "изнутри" - глазами больного ребенка - и есть лучший способ ее понять.

    Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:
    биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
    социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

    Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

    Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

    <span style="color:red">Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

    При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

    Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

    В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

    Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

    Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

    Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

    Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

    Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

    Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:
    внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;
    и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

    Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания.

    Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

    Или еще одна картина: несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни. Она выглядит уставшей и несчастной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше.

    Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он смиряется со своей болезнью и не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. А отсюда и появляется ярко выраженный эгоцентризм, стремление манипулировать людьми.

    Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".

    Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
    ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
    ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

    Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

    Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.
    Если у вашего ребенка наблюдаются нарушения сна, постарайтесь подкорректировать его режим дня. Необходимо создать для него спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных, шумных игр перед сном. По мере возможностей, сократите действие внешних раздражителей на его органы чувств. Откажитесь от прослушивания музыки, либо пусть это будут мягкие ненавязчивые инструментальные композиции. (Песни с текстами на знакомом ребенку языке будут являться дополнительной нагрузкой для восприятия, а, следовательно, еще одним раздражителем, мешающим ребенку расслабиться и погрузиться в сон.) Ограничьте просмотр телевизора.
    Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким, необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья - как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию - и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
    Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен - стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут - не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.</span>

    Сообщение отредактировал Anapa - Понедельник, 04.10.2010, 17:34:13
     
    efremovairaДата: Понедельник, 04.10.2010, 23:56:19 | Сообщение # 2
    Нуждающийся
    Группа: Друзья
    Сообщений: 322
    Репутация: 2
    Статус: Offline
    Замечательная статья!
    Бывает еще так, что окружение особого малыша излишне жестко и даже жестоко по отношению к маленькому человеку.
    В нашей стране не понимают инвалидов их проблемы.
    Родители также с раннего детства часто сами "комплексуют" свего ребенка.
     
    GutДата: Воскресенье, 24.10.2010, 21:59:26 | Сообщение # 3
    Группа: Гости





    Психологию особых детей никто основательно не изучал в советское время. Дети-инвалиды ими никто не занимался. Психика ребенка состояние психического здоровья, осознание ущербности " я не такой как все!" конечно негативно отражалось на взрослой жизни такого ребенка. Сейчас изучение особенностей психического развития пациентов с церебральными параличами проводится в основном в детском возрасте. Менее изучены особенности подросткового и юношеского возраста. Более поздние возрастные периоды остаются не изученными до сих пор. На появление подобной ситуации повлияли следующие обстоятельства: дискриминация инвалидов в нашей стране, которая была до 90-х годов; необходимость выполнения законодательства «О всеобщем и обязательном образовании» и др. причины. Формально, до середины 80-х гг. дети с ДЦП не являлись инвалидами. Инвалидность больному ребенку устанавливалась только по достижению 16-ти летнего возраста.
    Большинство научных работ по изучению больных церебральными параличами были сделаны дефектологами. Дефектология, как наука, входит в систему педагогики. Поэтому основной проблемой для нее является поиск специальных методов обучения аномальных детей. Они изучали психические особенности детей с ДЦП для разработки методик обучения детей с ДЦП.
     
    Воспитание навыковДата: Четверг, 02.06.2011, 13:05:37 | Сообщение # 4
    Группа: Гости





    Замечательная мамочка ппишет о своем опыте воспитания особого ребенка (диагноз болезнь Дауна)
    http://oursun.ucoz.ru/publ/katalog_statej/obshhie_voprosy/mozhno_i_nelzja/7-1-0-28
    Cтатья о воспитании и формировании навыков с сайта малыша Мое Салнышко (болезнь Дауна)

    Можно и нельзя
    Рано или поздно у родителей возникает вопрос, как заставить малыша подчиняться их требованиям. Как вырастить вежливого и адекватного ребенка, а не капризное чудовище, которое все делает как захочет его левая нога. Этот вопрос одинаково остро стоит и в семьях с обычными детьми, и в семьях с особыми.

    У меня есть несколько моментов, которые всегда срабатывали со старшими детьми. С Варей даже проще. Она более послушная и покладистая.

    Первый принцип - слово "нельзя" не должно звучать часто. Если хотите, чтобы это слово имело вес, то его должно быть очень мало.

    Когда ребенку год и даже меньше, он впервые сталкивается с этим понятием. Он должен уяснить, что есть вещи, которые нельзя делать никогда, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Выберите что-то одно, что действительно нельзя. Что несет в себе реальную угрозу для малыша. Например, вы же не позволите ему пихать пальцы в розетку.

    Но лучше, чтобы такое место было одно, остальные опасности лучше как-то убрать или изолировать. Я никогда не запрещала своим детям рыться в шкафах. Просто опасные предметы перекочевывали повыше. Ведь это дом малыша, он в нем живет на равных правах с нами, он просто исследует окружающее пространство и ему необходимо как-то приобретать жизненный опыт и новые впечатления получать. Пусть он сам поймет, что ящиками можно больно прищемить пальцы. Предупредите его об этой опасности, но не запрещайте испытать эти ощущения. Сколько раз вы сами набивали себе шишек, не слушая советов других? Малыш тоже имеет на это право. И вообще с опасностями в доме лучше знакомить, разрешая стукнуться об угол или обжечься о свечу. Пусть это произойдет под присмотром мамы, зато в будующем малыш будет осторожнее, ему хватит вашего предупреждения: "Ай! ....", - чтобы не лезть напропалую.

    Моим мальчишкам-двойняшкам было чуть больше года. На прогулке столько опасностей: карусель, качели, машины через двор без конца снуют. Я спокойно стояла и только предупреждала: "Качели! Бух!", "Карусель! Ай", "Стой! Машина!" Этого было достаточно, чтобы в нужный момент остановить их и завернуть. В то же время моя соседка за девочкой-ровесницей мальчишек гонялась как гончая. Дашка сломя голову бежала наперерез машинам, лезла под качели-карусели, а мама ловила ее, хохочущую уже чуть ли не под колесами. Почему? Я с качелями, например, познакомила просто. Дала ее качнуть, и не помешала, когда она, прилетев назад, слегка стукнула героя по лбу. Правда, до удара предупредила: "Ай! Качели! Смотри, стукнет." Ребенок сам тоже должен думать о своей безопасности. И не лететь сломя голову. Меня убеждали, что с ребенком с синдромом Дауна инстинкт самосохранения не работает. Еще как работает. Просто не нужно мешать получать шишки и жизненный опыт. Пусть на моих глазах слегка стукнется, зато в серьезной ситуации остановится и прислушается к маминому предостережению.

    Варя, совсем маленькая, лезет к моей кружке с чаем. Предупреждаю: "Горячо!" Интонациями даю понять, трогай, но это больно. Не верит, хватается за стакан. Плачет от обиды. Еще и еще раз объясняю: "Горячо!". Она плачет и снова трогает. Чаем в стакане серьезно не обожжешься. Зато через некоторое время на кухне, ползает, включена духовка, я занята, вижу, что пытается встать у плиты. Моего вскрика про "Горячо!" оказывается достаточно, чтобы предотвратить серьезный ожог.

    Варе все было сначала можно, однако, почитав рассказы мам как безобразно детки ведут себя за столом, швыряя тарелки, кружки, еду по всей кухне, я подумала, что мириться с этим лет до трех не смогу. И вот, одним из первых Вариных "нельзя" стал запрет на швыряние пищей. Это произошло месяцев в 8-9, когда я начала ее приучать есть самостоятельно. Я закрывала сначала глаза на размазывание еды по тарелке, на то, что после трапезы приходилось мыть едока и менять всю одежду. Однако, если тарелка с едой или кружка с питьем вдруг улетали на пол, я выгоняла ее из-за стола, очень демонстративно ругалась, четко произносила: "Нельзя бросать еду на пол!" Доводила ребенка до слез, мыла и вытирала пол у нее на глазах, восстанавливала порядок, и только потом, через некоторое время могла предложить снова поесть. В этот период во всех остальных ситуациях вела себя с Варей мягко, нигде не повышала голос, очень утрированно давала понять, что меня не устраивает только одно - швыряние едой и посудой. Если были какие-то другие нежелательные действия, например, лезла к компьютеру, я просто отвлекала ее на другое, мягко говорила: "Не надо (а не строгое "нельзя!"), пойдем лучше книжку почитаем (поиграем)". В то время я еще сомневалась в ее интеллектуальных способностях, поэтому старалась донести до нее суть требований довольно четко.

    Сейчас меня очень здорово выручает это конкретное понимание ребенком слова "нельзя!". Например, в гостях Варя открывает какой-нибудь шкафчик, где у хозяев каких только интересных штучек не поналожено. Если я со всей строгостью скажу: "Нельзя! Закрой!" - она обязательно послушается. Правда, не факт, что через короткий промежуток времени не повторит попытку. Ну любопытно же! Однако, если уж я раз сказала, что нельзя, я не позволю уже это действие никогда и ни при каких обстоятельствах. Забавно бывает наблюдать, как какая-нибудь мама в очереди к врачу, ребенку, который вытаскивает из сумочки ее телефон, говорит: "Нельзя! Отдай!" А через некоторое время сама же сует расхныкавшемуся ребенку этот же телефон, чтобы не мешался. Так можно или нельзя? Сама бы уже определилась и не путала малыша.

    Итак, первое правило: запретов в жизни ребенка должно быть очень мало, но они должны быть действительно запретами, хорошо продуманными, последовательно проводимыми. Встречи с опасностями не запрещаем - мы о них предупреждаем. Будет больно. Не веришь - попробуй.

    Наш папа вдруг сказал мне с обидой, что все наши дети только маму слушаются с первого раза. Действительно. Папа просит: "Варя, подними с пола кофту!" Варя продолжает кружиться. Стоит мне сказать то же самое - кофта тут же будет поднята. Почему так? Приходится проводить с папой беседу. Ведь это не мама и не ребенок виноваты, а он сам. Я обычно не позволяю повисать своим просьбам в воздухе. Лучше уж его тогда совсем не сотрясать. А уж если я попросила о чем-то ребенка, а он не сделал, то отрываю свой зад от дивана, беру малыша за ручку, веду к кофте, лежащей на полу, его рукой поднимаем и несем на место. То есть ребенок должен понять, что если его просят - то сделать придется все равно, не отвертишься. И как с английским газоном. Знаете анекдот? У английского лорда спрашивают, как он ухаживает за газоном. Он отвечает: "Каждый день поливать и раз в неделю стричь". "И всё?". "Да, всё, но в течение 500 лет". Вот и тут важна последовательность. Если изо дня в день одни и те же требования и просьбы, то все гладко и ровно. Если игрушка, после того, как ей поиграли, аккуратно складывается в коробочку и убирается на постоянное место, пусть даже я выполнила при этом основную часть работы, то через определенный промежуток времени ребенок сам сложит эту же игрушку и приберет, ему даже говорить об этом не потребуется.

    Так же приучала не швырять игрушки. Если бросила во время занятия колечко от пирамидки - пусть встает и несет обратно. Не идет? Беру за руку, вместе поднимаем и приносим. И так бесконечное число раз. Через некоторое время Варя начала, бросив, сама, без моих просьб, соскакивать и приносить обратно, а там и швырять перестала. На форуме рассказала тогда об этом способе одной маме, которая жаловалась, что ребенок во время занятия все сбрасывает со стола. Они попробовали и через некоторое время мама написала, что ребенок перестал швырять пособия. То есть это срабатывает!.

    Еще один момент, который меня удивляет во взрослых. Бывает, что начинают что-то запрещать постфактум. Идем мы с подругой, наши дети - мои мальчишки и ее дочь убежали чуть вперед. Выворачиваем из-за угла - они все втроем по пояс в сугробе. Подруга начинает ругаться, что в снег лезть нельзя. Смысл? Уже залезли ведь... Вывели, отряхнули, и дальше пошли.

    Еще у меня есть такая хитрость. Если я не уверена, что ребенок меня послушается, то я лучше не буду экспериментировать. Отпущу ситуацию. То есть, прежде чем отдать какое-то распоряжение, честно спрашиваю саму себя, а если не послушается, смогу ли я довести требование до конца, настоять на своем. Если нет - то лучше не затеваться.

    И еще один момент. Не всегда ребенок может послушаться мгновенно. У него возбуждение и торможение так работают, что не может он тут же все бросить и повиноваться. Это для более старших детей, но очень удачно всегда срабатывало с моими старшими. Я сообщала свое требование и начинала считать. Считала всегда до трех. Если на счет три не выполнили - только тогда принимала какие-то меры. Например, разбесились дети так, что уже не могут остановиться. Для моих достаточно было просто начать считать: "Один... два...", чтобы привести их в чувства. По секрету скажу, что дома, если на счет "три" не послушались, переходила к репрессиям и наказаниям, а прилюдно они ни разу до такого состояния ситуацию не довели. С Варей пока в этом способе не возникло необходимости. Маленькая она еще и довольно спокойная. А вот наблюдая за семилетним мальчиком с СД на одном мероприятии, было несколько раз желание начать считать. Правда, мальчик был не мой...

    Напоследок о послушании и внимании на занятиях. Двух-трехлетний ребенок не способен сидеть за столом и заниматься так, как это видится многим родителям. С ним нужно ползать по полу, баловаться, азартно играть, жить его переживаниями. Если ребенок отказывается заниматься, то тут только две причины. Или вы завысили планку, ему это сложно. Или вы скучны. В первом случае попробуйте разложить задание на составляющие, упростить и попробовать еще раз. Во втором - думайте, как то же самое можно сделать весело и с радостью.
     
    МашенькаДата: Четверг, 14.07.2011, 17:45:56 | Сообщение # 5
    Зам. директор
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 408
    Репутация: 14
    Статус: Offline
    Проблемы, с которыми сталкиваются родители особых детей
    ДЖЕК БЭВИН
    Как смириться с диагнозом Новые взаимоотношения Социальное развитие Принятие ребенка таким, какой он есть

    Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все мы ждем, что наш малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет нам опорой. Мы даже проводим конкурсы красоты среди малышей. Ничего удивительного, что ожидая ребенка, родители волнуются – каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение.
    Для родителей подобное потрясение может оказаться – и обычно оказывается – чрезвычайно сильным.

    Поначалу их захлестывают, настойчиво ища выхода, чувства гнева, вины, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим.
    Матери терзают себя вопросами: «Что я сделала не так? Что со мной случилось?»

    И находят не менее ужасающие ответы: «Я не могу родить нормального ребенка. У меня слишком узкий таз, и я повредила его мозг – "они" так сказали.

    Лучше бы я никогда не выходила замуж. Как же я ненавижу матерей, у которых нормальные дети!» Следом нередко возникают другие вопросы: «Что же я за чудовище, если в мою голову приходят такие мысли? Ему нужна любящая мать, а мы собирались от него отказаться!»
    За смятением чувств приходит уныние, отчаяние, стремление к одиночеству и тоска по утраченным надеждам иметь нормального ребенка. И все это время, пока родители горюют и медленно свыкаются с мыслью, что ребенка, о котором они мечтали, нет, реальный малыш с нарушениями никуда не девается – он рядом, и ему нужен уход.
    То, как родители справятся с суровой действительностью, крайне важно для благополучия не только ребенка, но и всей семьи. Не секрет, что родители испытывают к малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового малыша, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок – желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители переживают. Многие родители надеются на чудесное исцеление и ищут все новых особенных врачей или больницы.

    Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, и на не невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя – решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других – преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают и то, и другое.
    Родители должны постараться быстро овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными.
    Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно – могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.
    Ребенку с нарушениями нужно то же, что и здоровому, – чтобы его любили и принимали таким, каков он есть, со всеми его проблемами и трудностями. Признать ребенка – это значит установить с ним отношения, радостные и для него, и для всей семьи; только в таком случае малыш окажется в самой лучшей для его развития среде. И тогда он войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу; ребенок, именно такой, какой он есть – с двигательными нарушениями и, может быть, с нарушениями интеллекта, – будет социально адаптирован. Любому ребенку, здоровому или больному, во имя его будущего счастья и социального благополучия, нужна счастливая и полноценная семья. Если он счастлив и у него есть надежные взаимоотношения в семье, то и учиться, в узком педагогическом смысле, ему гораздо легче.
    Привыкайте к новой жизни

    Первый шок от известия о том, что ребенок родился с нарушениями, будет не таким страшным, если оно преподнесено правильно и сочувственно, если это сделает врач, который сможет помочь семье на первом, самом трудном, этапе. Даже сейчас многие семьи не получают такой помощи. Но ситуация все же улучшается, хотя и весьма медленно.

    Как только первая боль немного утихнет, семья должна здраво оценить свое положение, чтобы наилучшим образом помочь новорожденному малышу. Пожалуй, самое важное для семьи – прочные взаимоотношения между родителями, их поддержка и помощь друг другу.

    Необходимо, чтобы оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность за заботу о ребенке. Хуже всего неравноправие – когда кто-то из родителей считает для себя возможным ругать другого или меньше заниматься ребенком, или наоборот – когда всю ответственность берет на себя только один родитель. Принимать на себя все заботы склонны мамы, а папы предпочитают не возражать. Мама вынашивала ребенка целых девять месяцев, выслушивала всевозможные советы о том, что поможет еще не рожденному малышу быть здоровым, и боялась навредить ему.

    Вполне естественно, что именно она становится жертвой чувства вины – упрекает себя и считает, что страдать и заботиться о малыше должна она одна. К сожалению, этому нередко способствует врач: он вызывает на беседу одного отца и сообщает дурные новости только ему, предоставляя тому право самому сообщить их жене так, чтобы смягчить удар. Он как бы подчеркивает, что состояние ребенка касается в основном матери, а долг отца – лишь забота о ней.
    В идеале родители должны быть очень близкими людьми, поддерживать друг друга, делить заботы и радости поровну. Мужу следует очень хорошо понимать, насколько важно будет для жены открыто говорить с ним о своих проблемах и насколько важно им разделять чувства друг друга.

    С самого начала родители должны осознать, что потребности есть не только у ребенка, но и у них, они не должны отказывать себе в удовольствии наслаждаться своим союзом. Они всё так же нуждаются в общении друг с другом, имеют право вместе и порознь проводить свободное время, встречаться с друзьями, вести общественную жизнь, заниматься любовью, заботиться о других своих детях. И для ребенка с нарушениями, и для его братьев и сестер, и для его родителей важнее всего на свете нормальная семья. Нельзя приносить на алтарь заботы о ребенке всё и вся.

    Малыш, чьи родители измотаны и чрезмерно заботливы, неизбежно будет страдать, да и не только он, но и вся семья. В худшем случае семья не выдержит чрезмерного напряжения и распадется. Отец может обидеться на ребенка, поглощающего все внимание матери и занявшего место, которое раньше принадлежало ему. Бывает, что он уходит из семьи и ищет утешения в другом месте. Семья, в которой все подчинено воображаемым нуждам ребенка с нарушениями, теряет свою привлекательность для его братьев и сестер, и они постепенно отдаляются от дома.
    Нет! Чувства и потребности у ребенка с нарушениями абсолютно такие же, как у и обычных детей. Ему нужна любовь, но не душные объятия; он нуждается в заботе, но не в безграничном потакании; из всего, чего он может достичь, наболев важны самостоятельность, возможность в будущем стать независимым и занять свое место в обществе.
     
    karustanyaДата: Четверг, 14.07.2011, 17:57:50 | Сообщение # 6
    Инициатор и Организатор. Создатель сайта
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 544
    Репутация: 100
    Статус: Offline
    http://www.chadochki.ru/dcp17.html
    психология родителей социальная адаптация сложности педагогика дети дцп изоляция

    Трудности родителей ребенка с дцп

    Социальная изоляция, стыд, растерянность
    Узнав о том, что у ребенка обнаружились нарушения, родители задаются вопросом: что сказать родственникам, друзьям, соседям? Ответ однозначный: правду! Вы просите врача говорить вам правду, и сами должны делать то же самое. Из ложной жалости некоторые врачи скрывают от родителей истину, а родители, опасаясь поставить своих друзей в неловкое положение, поступают так же. Когда вы вернетесь из родильного дома, соседи и друзья станут спрашивать вас о малыше, и если вы не сможете сразу сказать им правду, потом это будет сделать гораздо сложнее.

    Всем спрашивающим, в том числе и другим вашим детям, скажите со всей непринужденностью, на какую вы только будете способны, что, по мнению врачей, у малыша слабые ножки и ручки, или что у него будут умственные или физические нарушения, или что у него судороги, и его уже начали лечить. Вам нечего стыдиться, и никто не откажет вам в помощи и сочувствии.

    В противном случае, рассказывая, что у малыша «все прекрасно», вы будете лгать и сами начнете возводить стену между вами и вашими друзьями.

    Со временем вам станет все труднее принимать в доме гостей, ведь они и сами увидят, что с вашим ребенком не все в порядке. Они будут спрашивать себя: может, вы все знаете, но стесняетесь сказать? а может, вы ни о чем не догадываетесь? – но и им не захочется открывать вам глаза. Постепенно вы начнете сторониться общества, из-за вашей стыдливости и вы сами, и ваши друзья будете избегать встреч.
    Конечно же, иногда стремление других людей помочь вам будет несколько неловким.

    Кто-то захочет обнадежить вас, скажет, что врачи не правы: «Как они могут знать, ребенок еще слишком мал!», или: «С возрастом все пройдет».

    Вы должны позволить друзьям быть любезными – они так хотят этого, но дайте им понять беспочвенность их заверений.
    Если вы прямо расскажете обо всем, вокруг вас быстро образуется круг доброжелателей – друзей, родственников, соседей, продавцов в магазине; их заинтересованность, забота и помощь прекрасно поддержат вас и вашу семью.

    Если вы выберете другой путь, вам будет трудно «вписываться» в общество как прежде, вы начнете бояться столкновений с внешним миром, окажетесь в социальной изоляции, и ваша семья замкнется в себе самой, а это очень плохо. Если вы поддерживаете связи с обществом, укрепляете их и расширяете, то легко перенесете косые взгляды и обидные замечания людей незнающих, неумных, нетактичных.

    Пусть они выглядят странными, а не вы. Не сердитесь из-за причиненной вам боли – помогите им вас понять. Естественное и нормальное поведение родителей детей с теми или иными нарушениями – пожалуй, самый лучший способ донести до общества потребности таких семей, развеять сохранившиеся предрассудки, преодолеть невнимательность.
    Принимайте помощь

    Родители часто жалуются, что им никто не помогает. Однако многие помогли бы, если бы им дали такую возможность. С самого начала подбодрите окружающих. Не будьте слишком гордыми – не стесняйтесь просить о помощи и не отказывайтесь от нее. Не лишайте себя удовольствия выйти куда-нибудь вечером вдвоем.

    Попросите знакомого посидеть с ребенком и насладитесь обществом друг друга. Отказывая себе в таких радостях, вы, как правило, прибегаете к разным отговоркам: никто не согласится вам помочь; никто не сможет правильно ухаживать за ребенком; никто не справится с судорожным припадком; а вдруг что-то случится – вам надо быть рядом и т. п.
    Вы сами себя перегружаете, но это вовсе не помогает малышу и лишает семью радости. Семья не может быть счастлива, если мама измотана, переутомлена и раздражена (так бывает, когда мамы «приносят себя в жертву»).

    Найдите несколько нянь. Если вы не знаете ни одной, попросите патронажную сестру, семейного врача или социального работника кого-нибудь вам порекомендовать. Может быть, семьи, живущие по соседству, помогают друг другу присматривать за детьми, и вам стоит войти в их компанию? Няне надо рассказать о потребностях ребенка, о возможных проблемах и способах с ними справиться.

    Уход за ребенком по силам даже подросткам (они с радостью соглашаются на такую работу), если им предоставить такую возможность. Общество никогда не сможет узнать о проблемах людей с нарушениями, помогать и сочувствовать им, если вы не пойдете навстречу обществу.

    Конечная цель - социальная адаптация

    Когда родители наконец справились с потрясением и настроились сделать для своего малыша все, что от них зависит, приходит время четко определить, к чему же они стремятся.

    Ребенок с нарушениями станет взрослым. Благополучие взрослого зависит от того, как он впишется в общество. Если у него будут друзья, если он сможет нормально жить и работать в обществе, активно участвовать в общественной жизни и отдыхать среди людей, он будет счастлив. В противном случае, не имея друзей, отталкивая окружающих странным, инфантильным, агрессивным или неприятным поведением, он будет несчастен.

    С самого начала родители должны понять крайне важную вещь и всегда помнить о ней: любой ребенок должен в итоге стать взрослым, который в меру своих способностей ведет себя как любой взрослый человек. Это возможно в гораздо большей мере, чем многие себе представляют. Если поведение ребенка не будет нормальным, особенно если оно не будет соответствовать его возрасту, социальная адаптация окажется трудной или невозможной.
    Вы, конечно, можете спросить: а что если ребенок недостаточно умен, чтобы понять, как он должен себя вести? Ответ таков: не будьте в этом так уверены, потому что это – неправда.

    Чтобы научиться правильному поведению в обществе, особого ума не надо. Нужна лишь соответствующая тренировка – надо создавать ребенку однозначные ситуации и учить его вести себя в них правильно. Тогда, столкнувшись с подобными ситуациями в жизни, он будет точно знать, чего от него ждут.


    Энергия в тебе!!!

    скайп karus-ta
    (+86) 131 11907478
    Фото Китай - http://help-baby.org/photo

    Клиника Традиционной Китайской Медицины http://china-tcm.ru/
     
    SinДата: Четверг, 14.07.2011, 23:51:40 | Сообщение # 7
    Опытный
    Группа: Друзья
    Сообщений: 92
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    "Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, и на не невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя – решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекладывают вину на других – преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей. Некоторые делают и то, и другое. "
    Да точно, многие родители думают и говорят, что "жизнь закончилась" но ребенок ни в чем не виноват. Отказываться от ребенка, это вообще преступление. Например, в Китае таких родителей государство обяжет все раво содержать их, и заплатить огромный штраф. Да и нико там не откажется. ребенок для китайцев - самое драгоценное сокровище.
     
    психологДата: Среда, 05.10.2011, 01:20:18 | Сообщение # 8
    Группа: Гости





    "Ребенок с нарушениями станет взрослым. Благополучие взрослого зависит от того, как он впишется в общество. Если у него будут друзья, если он сможет нормально жить и работать в обществе, активно участвовать в общественной жизни и отдыхать среди людей, он будет счастлив. В противном случае, не имея друзей, отталкивая окружающих странным, инфантильным, агрессивным или неприятным поведением, он будет несчастен."

    Чем раньше ребенок -инвалид будет включен в активную социальную среду, будет контактировать со здоровыми сверстниками. тем быстрее пойдет адаптация и реабилитация. Общение -счастье!
     
    МашенькаДата: Вторник, 11.10.2011, 14:49:01 | Сообщение # 9
    Зам. директор
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 408
    Репутация: 14
    Статус: Offline
    Социальный аспект

    По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют 10 % от общей численности населения. Это порождает целый ряд этических, социальных и экономических проблем, уровень решения которых является одной из важнейших характеристик современного общества.

    Особое место среди них занимают проблемы инвалидов с детства, имеющие как локальный, так и глобальный, общечеловеческий характер. Дети-инвалиды – наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою особую специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после 16 лет.

    Значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом составляет инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич, при котором наблюдается как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения.

    Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны при разных формах ДЦП. При спастической диплегии, при которой руки страдают меньше, чем ноги, дети часто могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Отмечается удовлетворительное развитие вербального мышления, но недостаточность наглядно-образного. Многие из таких детей способны к обучению в массовых школах. Гиперкинетическая форма характеризуется триадой: гиперкинезы, тугоухость, интеллектуальная недостаточность. Особенно страдает вербальное мышление в связи с нарушениями речи, при сохранении наглядно-образного. При гемипаретической форме на фоне олигофрении, которой страдает около 30 % детей, часто наблюдаются нарушения речевых функций, счета, зеркальное письмо.

    Экспериментально-психологические исследования детей-инвалидов с церебральными параличами выявляют преобладание в мотивационной сфере мотива подчинения взрослому, что оказывает тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении здоровья, что, по-видимому является защитным механизмом, амортизирующим чувство собственной неполноценности. При ДЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие. К ним относятся:

    * переживание недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания окружающих;
    * явления госпитализма, т.к. больные часто находятся в больницах и санаториях длительный период;
    * разлука с матерью или неполная семья (отцы в 25% случаев оставляют семьи);
    * психический травматизм в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитации;
    * затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений;
    * сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения, слуха;
    * неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости).

    В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Некоторые исследователи для решения этой проблемы используют концепцию Юнга об экстра-интравертированных личностях. Детям со спастической диплегией более свойственны интравертированные черты характера: пугливость, склонность к различным страхам, любовь к повышенному вниманию, которое гарантирует безопасность. Для детей с гиперкинезами характерны экстравертированные черты: общительность, легкая возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость.

    Формирование личности у детей-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Несмотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки развития творческих способностей, им намного труднее реализовать свои возможности, чем другим инвалидам. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят.

    Это предполагает необходимость специального подхода к определению инвалидности с детства и формулированию глобальной цели реабилитации. Если целью реабилитации инвалидов, имевших нормальное детство и потерявших трудоспособность после 16-18 лет является интеграция в общество, то применительно к детям-инвалидам речь должна идти об их адаптации.

    Инвалиды с детства нуждаются в постоянной комплексной реабилитации, непрерывной социально- психологической адаптации к жизни и обществу, социальной и правовой защите, приспособленной среде обитания. Требуется создание специальных условий, при которых, у детей-инвалидов возникают и развиваются самостоятельность и самодеятельность, необходимые для преодоления скрытого инфантилизма и реализации потенциальных способностей.
     
    Форум » Лечение ДЦП » Лечение и реабилитация ДЦП. МЕСТА ЛЕЧЕНИЯ САШИ. » ПСИХОЛОГИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ, дети ДЦП и родителей особых деток. (Психология особых детей, ДЦП и родителей особых деток.)
    Страница 1 из 11
    Поиск:

    Календарь

    Поделитесь ссылкой!

    Икона дня
    Чат
     
    200
    Статистика

    Яндекс.Метрика


    Copyright Татьяна Карус и К° © 2016 Сайт не является рекламным. Копирование запрещено.